КОНСЕРВАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ

Обычно перед консервацией вертолета производится его осмотр, устраняются замеченные дефекты, удаляется пыль и грязь с наружных поверхностей деталей. Аккумулятор с вертолета снимается и передается на хранение.

Примечания: 1. Консервировать вертолет в дождливую погоду и во время снегопада запрещается.

2. Двигатель и»главный редуктор консервируются одновременно.

В первую очередь консервируется силовая установка. Для этого после остановки двигателя сливается бензин и масло из соответствующих баков и систем. Маслобак за­полняется свежим маслом МК-22 или МС-20, а бензобак чистым бензином Б-70. Затем двигатель запускается и про­гревается до температуры масла на входе в него 40—50° С. На оборотах 1000—1200 в минуту включается трансмис­сия. С включенной трансмиссией двигатель должен рабо­тать 20 мин. При этом производится кратковременное двукратное включение и выключение трансмиссии. После чего двигатель останавливается, обдувается сжатым воз­духом и протирается. Если температура наружного воз­

духа ниже +10° С, сливается масло из маслобака и масло — системы.

Затем из цилиндров удаляются продукты сгорания, для чего выворачиваются свечи, открывается заслонка дроссельной коробки и коленчатый вал двигателя прово­рачивается за вентилятор на несколько оборотов. В каж­дый цилиндр вводится по 100—105 г смазки СП-1(58М), подогретой до 15—30° С, при положении поршней в НМТ.

Из бензинового бака вертолета сливается бензин. При установленном рычаге лимба насоса непосредственного впрыска в положении максимальной подачи удаляется бензин из полости насоса путем проворачивания коленча­того вала двигателя (предварительно отсоединяется гиб­кий шланг подвода топлива к центробежному воздухоот­делителю), и насос консервируется смесью 60% бензина Б-70 и 40% масла в следующем порядке:

— к штуцеру подвода бензина в насос присоединяется бачок на 4—5 л со смесью масла с бензином;

— коленчатый вал проворачивается за вентилятор на 10—15 оборотов до полного перетекания смеси из бачка в насос.

Качающий узел бензонасоса консервируется заливкой в подводящий штуцер 100—150 г масла, нагретого до 50—70° С, и последующего проворачивания за лопатки вентилятора на три — четыре оборота коленчатого вала.

В каждый цилиндр через свечные отверстия вторично впрыскивают по 100—150 г смазки СП-1 (58М), коленча­тый вал при этом не проворачивается. В свечные отвер­стия цилиндров вворачиваются свечи и производится на­ружная консервация деталей двигателя, агрегатов и вы­хлопного коллектора, не имеющих лакокрасочного по­крытия.

Агрегаты трансмиссии консервируются в следующем порядке.

Сливается масло из главного редуктора и заливается в него овежее масло.

Все агрегаты трансмиссии промываются снаружи бен­зином Б-70, но так, чтобы бензин не попал на резиновые втулки муфт главного вала, на резиновые обоймы опорных шарикоподшипников хвостового вала, а также внутрь опорных подшипников, барабана тормоза и в подшипники шарниров хвостового вала, затем насухо протираются. После чего производится консервация наружных неокра­шенных деталей узлов трансмиссии, при этом нельзя допу-

аоз

скать попадания смазки на резиновые детали главного и хвостового валов, а также внутрь барабана тормоза.

Фильтр маслоотстойника главного редуктора промы­вается в бензине, смазывается маслом МС-20 или МК-22 и ставится на место. Заливная горловина главного редук­тора обворачивается парафинированной бумагой и обвя­зывается шпагатом.

В подшипники шарниров хвостового и концевого валов зашприцовывается гипоидное масло.

Масло из промежуточного и хвостового редукторов не сливается.

Лопасти несущего винта консервируются после снятия их с вертолета.

Жировые и масляные пятна с лопастей удаляются мыльной водой. Лакокрасочное покрытие при необходимо­сти возобновляется. Смазываются наконечники лопастей и обвертываются парафинированной бумагой. Кожаные замки лопастей обильно пропитываются рыбьим жиром. Очищаются дренажные отверстия.

Снятые с вертолета лопасти хранятся в сухих исправ­ных чехлах в ангаре, сарае или на открытом воздухе под навесом. Лопасти должны быть уложены на специальных козелках или ложементах носком вниз. Всякое дополни­тельное накрывание лопастей поверх чехлов не разре­шается.

Как исключение, при отсутствии специальных козелков разрешается лопасти укладывать в горизонтальном поло­жении на простые плоские козелки (по три козелка на ло­пасть) с мягкой прокладкой и обшивкой из байки так, чтобы лопасти опирались на козелки усиленными нервюрами.

Укладывать лопасти на землю или друг на друга з а- п р е ща ет с я.

Лопасти, хранящиеся на козелках или на ложементах под навесом, нужно проветривать, предварительно сняв с них чехлы, один раз в десять дней в течение всего дня при ясной погоде. При хранении лопастей в ангаре или сарае они проветриваются при снятых чехлах в течение двух — трех дней не реже одного раза в месяц.

Рулевой винт консервируется без съемки с вертолета. С лопастей рулевого винта удаляются мыльной водой мас­ло и жировые пятна. Нарушенное лакокрасочое покрытие зри необходимости возобновляется. Втулка винта и шар­ниры заполняются смазкой. Смазываются наконечники ло­пасти и наоужная поверхность втулки винта. Лопасти ру левого винта тщательно зачехляются. Если во время дождя внутрь чехлов лопастей попала вода, чехлы с ло­пастей снимаются, просушиваются, а лопасти проветри­ваются.

Втулка несущего винта и автомат перекоса консерви­руются следующим образом. В осевые шарниры втулки заправляется масло МС-20 (летом) и МС-14 (зимой), в вертикальные шарниры зашприцовывается гипоидное мас­ло и в горизонтальные шарниры заливается это же масло через воронку с сеткой.

В подшипник и втулку ползуна автомата перекоса за­шприцовывается смазка ЦИАТИМ-201.

Наружные поверхности втулки несущего винта, авто­мата перекоса и коллектора противообледенителя обильно смазываются. Шланги противосбледенительной системы обертываются парафинированной бумагой и обвязываются шпагатом.

После консервации автомат перекоса и втулка несу­щего винта зачехляются.

Для консервации бака противообледенительной систе­мы в него заливают 3 л чистого масла МС-20 или МК-22, нагретого до температуры 70—90° С, потом включают на­сос системы и заполняют маслом полость насоса.

Консервация гидроусилителей и гидроагрегатов. На­ружные поверхности гидроусилителей (если последние установлены на вертолете) и гидроагрегатов обильно сма­зываются смазкой. Затем гидроусилители и гидроагрегаты для предохранения подвижных соединений от попадания на них пыли и грязи зачехляются.

Через каждые 30 дней стоянки чехлы с гидроусилителей и гидроагрегатов снимаются, подключается гидроагрегат и производится работа всеми органами управления. Затем восстанавливается слой смазки на направляющих ползуна автомата перекоса, после чего гидроусилители и гидроаг­регаты вновь зачехляются.

Консервация шасси. Места с поврежденной окраской на стойках, подкосах и колесах шасси зачищаются шкур­кой, смоченной в масле, полируются пастой ГОИ’, промы­ваются бензином и покрываются эмалевой краской. Вы­ступающие части штоков амортизаторов (зеркальные по­верхности) промываются бензином, после чего смазыва­ются и обертываются парафинированной бумагой, которая укрепляется шпагатом.

Колеса шасси для предохранения пневматиков от попа-

дааия на них масла и Других жидкостей и защиты от пря­мых солнечных лучей тщательно зачехляются.

Хвостовая опора, в том числе цилиндр, пятка опоры и болты с гайками, зеркало штока амортизатора обильно смазываются.

Консервация фюзеляжа и управление вертолетом. В от­секе двигателя смазываются тяги управления двигателем и створками маслорадиаторов, качалки управления двига­телем и наконечники шлангов масло — и бензосистем.

В кабине летчиков, средней части фюзеляжа и в редук­торном отсеке смазываются тяги и качалки управления и механизмы загрузки.

В хвостовой и концевой балках смазываются тросы управления, тяги и качалки управления рулевым винтом и стабилизатором.

Дюритовые шланги и резиновые детали покрываются слоем талька.

Стыковочные узлы фюзеляжа, рамы двигателя и глав­ного редуктора обильно смазываются.

Канатик антенны отсоединяется от мачты, промывается бензином, смазывается, свертывается в бухту, оберты­вается парафинированной бумагой, закрепляется на вто­рой мачте и зачехляется.

Электроприборное, кислородное и радиооборудование

специальной обработки не подвергаются; через каждые 30 дней хранения вертолета необходимо проверить его в объеме послеполетной подготовки.

В летнее время после дождя с вертолета снимаются все чехлы, все наружные лючки, капоты вертолета и дви­гателя открываются, а чехлы просушиваются.